Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

тон константин андреевич

Энциклопедический словарь

Тон Константин Андреевич (1794-1881), архитектор. Создатель «русско-византийского» стиля: храм Христа Спасителя (1837-83, разрушен в 1931, восстановлен в 1994-97) в Москве, Большой Кремлёвский дворец (1839-49) и Оружейная палата (1844-51) Московского Кремля, здания вокзалов Октябрьской (бывшей Николаевской) железной дороги в Москве (1849) и Санкт-Петербурге (1844-51). Использовал новейшие строительные конструкции, в том числе металлические.

* * *

ТОН Константин Андреевич - ТОН Константин Андреевич [29 октября (9 ноября) 1794, Петербург - 25 января (6 февраля) 1881, там же], русский архитектор. Создатель «русско-византийского» стиля в русской архитектуре 19 в.

Девятилетний ученик Академии художеств

Родился в богатой семье ювелира. В 9-летнем возрасте был определен в петербургскую Академию художеств, где учился под руководством А. Н. Воронихина (см. ВОРОНИХИН Андрей Никифорович) (1803-15). Все его курсовые проекты отмечались наградами. После окончания с золотой медалью академического курса был оставлен при академии; в 1819 как пенсионер академии побывал в Германии, Австрии, Италии. Основное время жил в Риме, где в 1823 за проект реконструкции дворца Цезарей и храма Фортуны был избран членом Римской, а затем и Флорентийской академий. Живя в Риме, сблизился с Карлом Брюлловым (см. БРЮЛЛОВ Карл Павлович).

Начало творческой деятельности

По возвращении в Россию в 1828 был причислен к Кабинету императора. В 1830 был избран академиком, а спустя три года - профессором. С 1833 член «Кабинета строений и гидравлических работ». По просьбе президента Академии художеств занимался перестройкой и отделкой парадных залов Академии художеств (Конференц-зала и др.; 1829-37). В 1832-34 проектировал великолепную гранитную пристань «со сфинксами» против здания Академии художеств. В своих первых работах выступает как продолжатель традиций архитектуры русского классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ).

В 1830 Тон, выполнив проект церкви св. Екатерины у Калинкина моста в «русском старинном вкусе», получил личное одобрение императора Николая I (см. НИКОЛАЙ I Павлович), а новый «русско-византийский» стиль - статус «официального» стиля русской архитектуры.

Храм Христа Спасителя

Вскоре император поручает Тону разработку проекта Храма Христа Спасителя (см. ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ХРАМ). Его прототипом стал Успенский собор Московского Кремля (см. КРЕМЛЬ Московский), однако проект Тона не является копией кремлевского собора - он несет на себе отпечаток творческого почерка мастера, его интерпретации древнерусского наследия. Проект был окончен в 1832, а строительство - только в 1880. Больного Тона на носилках принесли к храму, и он смог увидеть свое творение оконченным. Освятили храм в 1883, уже после смерти автора. В 1931 храм был разрушен; в 1995-2000 восстановлен.

«Проекты церквей...»

В 1838 вышел первый альбом проектов образцовых церквей, который Тон составил по заказу Святейшего Синода. Именно культовые постройки определяют вклад Тона в русскую архитектуру. В эти годы по его проектам возводится 16 церквей в столице и провинциальных городах России.

Большой Кремлевский дворец

В 1839 зодчий проектирует Большой Кремлевский дворец (см. БОЛЬШОЙ КРЕМЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ) и Оружейную палату (см. ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА) (1843-51) Московского Кремля и становится их главным строителем. Однако из-за занятости Тона на реконструкции Зимнего дворца (см. ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ) в Петербурге после опустошительного пожара 1837 руководство московскими стройками поручается его помощнику Ф. Ф. Рихтеру.

Благодаря Большому Кремлевскому дворцу (1839-49) Кремль приобретает отчетливо выраженный парадный фасад, выходящий на Москву-реку. Фасады (в плане здание имеет вид каре с внутренним прямоугольным двором) выполнены в псевдорусском стиле; интерьеры - эклектичны (см. ЭКЛЕКТИЗМ), оформлены с особой пышностью, наиболее выразительным является парадный Георгиевский зал.

В Москве Тон построил также Николаевскую военную богадельню в Измайлове (1840) и первый в России железнодорожный вокзал Николаевской дороги (ныне Ленинградский вокзал, 1849; в Петербурге - ныне Московский, 1844-51).

Семья

До брака с Еленой Ивановной Берг у них родился сын Константин (1842), который поступил в Академию художеств, но, рано ослепнув, не смог работать архитектором. У Тона было еще четверо внебрачных детей от шотландки Амалии Фредерики Барклай, которую он встретил в конце 1840-х гг.

В 1844 Тон получил дворянство, затем был награжден орденами Св. Анны, Св. Станислава, Св. Владимира, стал действительным статским советником; в 1854-71 - ректором императорской Академии художеств, с 1857 - архитектором Высочайшего двора.

Похоронен на Волковском православном кладбище.

Большой энциклопедический словарь

ТОН Константин Андреевич (1794-188..1) - российский архитектор. Создатель "русско-византийского" стиля: храм Христа Спасителя (1837-89, разрушен в 193..1) в Москве, Большой Кремлевский дворец (1839-49) и Оружейная палата (1843-5..1) Московского Кремля, здания вокзалов Октябрьской (б. Николаевской) ж. д. в Москве (1849) и Санкт-Петербурге (1844-5..1).

Полезные сервисы